В Швейцарии разработали систему автоматического управления автомобилем, которая сотрудничает с водителем

Технологии автономного вождения уже используются во многих серийно выпускаемых автомобилях. Они помогают водителям управлять транспортным средством, например, выравнивать его по полосе движения.

Однако имеющиеся скудные данные о безопасности автоматизированного вождения показывают, что передача слишком большого контроля над автомобилем в руки автоматики может принести больше вреда, чем пользы, поскольку отстранение водителя-человека может увеличить риск ДТП.

Современные автомобили, представленные на рынке, управляются либо вручную, либо автоматически, и нет никакого внятного способа сделать управление комбинированным. Это опасно, поскольку приводит к чрезмерной зависимости водителя от автоматики, — объясняет Юрг Шиффманн, руководитель лаборатории прикладного механического дизайна в Инженерной школе.

Теперь исследователи из лаборатории в сотрудничестве с японским поставщиком систем рулевого управления JTEKT Corporation разработали и успешно испытали на дорогах автоматизированную систему вождения на основе тактильных ощущений, которая объединяет различные режимы взаимодействия человека и робота. Исследователи надеются, что их подход повысит не только безопасность автоматизированного вождения, но и его социальное признание.

Это исследование было основано на идее, что автоматизированные системы должны адаптироваться к людям, а не наоборот, — говорит аспирант EPFL и исследователь JTEKT Томохиро Накаде, который также является первым автором недавней статьи с описанием системы, опубликованной в журнале Nature Communications Engineering.

Накаде добавляет, что хорошей метафорой для новой системы может послужить вид транспорта, существовавший до автоматизации:

Автомобиль должен быть открыт для взаимодействия с водителем-человеком, так же как всадник передает свое намерение лошади через поводья.

Взаимодействие, анализ и инклюзия

В отличие от современных систем автоматизированного вождения, которые используют только камеры для получения данных, более целостный подход включает еще и информацию с рулевой колонки автомобиля. Он также поощряет постоянное взаимодействие между водителем и автоматикой, в отличие от современных автоматизированных систем, которые обычно либо включаются и действуют полностью автономно, либо отрубаются напрочь.

Когда человек просто наблюдает за системой, но не принимает активного участия, он теряет способность реагировать, — говорит Роберт Фукс, бывший аспирант EPFL, который сейчас является генеральным менеджером по исследованиям и разработкам в корпорации JTEKT. «Вот почему мы хотели улучшить вовлеченность водителя с помощью автоматизации».

Новая разработка добивается этого благодаря трем функциям — взаимодействию, анализу и инклюзии. Система различает четыре различных типа взаимодействия человека и робота:

  1. сотрудничество (автоматика поддерживает человека в достижении цели);
  2. совместная деятельность (у человека и автоматики разные цели, но их действия влияют друг на друга);
  3. сотрудничество (человек и автоматика помогают друг другу в достижении разных целей);
  4. конкуренция (действия человека и автоматики противоположны).

Далее, когда водитель управляет автомобилем, система регулирует или переключается между различными режимами взаимодействия в зависимости от развивающейся ситуации на дороге. Например, автомобиль может переключиться из режима сотрудничества в режим соревнования, чтобы избежать внезапной угрозы столкновения.

Наконец, система интегрирует функцию инклюзии: она пересчитывает траекторию движения автомобиля при каждом вмешательстве водителя, например, при повороте рулевого колеса, вместо того, чтобы воспринимать это как отказ от управления и отключаться.

Практическое решение

Для проверки своей системы исследователи провели эксперименты с участием симулятора виртуального водителя и водителя-человека, используя систему обособленного усилителя руля, полный симулятор вождения и даже полевые испытания с модифицированным тестовым автомобилем. Полевые испытания проводились с участием пяти водителей на испытательном полигоне JTEKT в японской префектуре Мие путем подключения системы к стандартному седану через внешний контроллер.

Исследователи специально проверили ощущения водителей от плавности управления и легкости смены полосы движения, и их результаты подтвердили значительный потенциал системы для повышения комфорта и снижения усилий водителей за счет совместного управления.

Это очень практичная концепция, а не просто исследование ради исследования, — заключает Шиффманн, добавляя, что система на основе программного обеспечения может быть интегрирована в стандартные серийные автомобили без какого-либо специального оборудования.

Это также прекрасный пример плодотворного партнерства между нашей лабораторией и компанией JTEKT, с которой EPFL сотрудничает с 1998 года.

31.01.2023

Подписаться: Telegram | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками
Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками

Ученые из ProtectedSeas выяснили, что&nbs...

Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро
Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро

Группа ученых изучила, как разные схемы р...

Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России
Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России

Компания Фоксхаунд анонсировала новую многопол...

Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам
Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам

Мосты в современных городах выдерживают о...

Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов
Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов

Ляйсан Гарипова, заведующая учебной лаборатори...

Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет
Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет

Ученые из Пензенского государственного ун...

Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях
Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях

Ученые Казанского авиационного института, КНИТ...

20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»
20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»

Компания Авангард, резидент Технопарка высоких...

Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо
Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо

В Нижнем Новгороде на базе НГТУ им. Р.Е. ...

Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу
Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу

Сотрудники лесного и охотничьего хозяйств...

Беспилотники на вечной мерзлоте: на Ямале открыт уникальный центр
Беспилотники на вечной мерзлоте: на Ямале открыт уникальный центр

В столице Ямала открыли Арктический испытатель...

Дроны в деле: кто лидирует в технологиях и почему Россия набирает обороты
Дроны в деле: кто лидирует в технологиях и почему Россия набирает обороты

Межотраслевой центр трансфера технологий росси...

Пробирки в небе: состоялся первый полет дрона с медицинскими грузами
Пробирки в небе: состоялся первый полет дрона с медицинскими грузами

В Нижегородской области впервые использовали д...

Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа
Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа

Судостроительное предприятие Чкаловская судове...

Томск беспилотный: в городе открыт уникальный центр беспилотников
Томск беспилотный: в городе открыт уникальный центр беспилотников

Сегодня, 13 февраля, полномочный представитель...

Казанские ученые разработали систему для групповой работы дронов
Казанские ученые разработали систему для групповой работы дронов

Исследователи из Казани разработали алгор...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Тепло в ток: как углеродные нанотрубки научились работать в 2-3 раза лучше
Тепло в ток: как углеродные нанотрубки научились работать в 2-3 раза лучше
Ученые создали генератор энергии для пчел весом 46 мг
Ученые создали генератор энергии для пчел весом 46 мг
ИИ нашел лекарства от долгого ковида. Теперь их испытают
ИИ нашел лекарства от долгого ковида. Теперь их испытают
Опухоль не спрячется: ИИ находит риск рецидива по серии МРТ
Опухоль не спрячется: ИИ находит риск рецидива по серии МРТ
Почему легкий стеноз сонной артерии все равно приводит к инсульту
Почему легкий стеноз сонной артерии все равно приводит к инсульту
ИИ анализирует цветение злаков без помощи человека
ИИ анализирует цветение злаков без помощи человека
Ученые нашли способ предсказывать рецидивы васкулита
Ученые нашли способ предсказывать рецидивы васкулита
Орбитрек на стероидах: тренажер станет спасением для тех, кто не может ходить
Орбитрек на стероидах: тренажер станет спасением для тех, кто не может ходить
Социальный провал: как ИИ путает разговор с переходом улицы
Социальный провал: как ИИ путает разговор с переходом улицы
Тоньше кожи: пленка в 10 нанометров изменит тепловизоры
Тоньше кожи: пленка в 10 нанометров изменит тепловизоры
ИИ научили сомневаться: как алгоритм SIFT борется с нейросетевым бредом
ИИ научили сомневаться: как алгоритм SIFT борется с нейросетевым бредом
Неожиданный маневр: почему мухи включают резервную защиту
Неожиданный маневр: почему мухи включают резервную защиту
Ученые выяснили, что выбивает доказательства из углистых метеоритов
Ученые выяснили, что выбивает доказательства из углистых метеоритов
Разработан адгезив, который адаптируется к любой поверхности
Разработан адгезив, который адаптируется к любой поверхности
Климат бьет по краснокнижным: 9 из 10 видов под ударом
Климат бьет по краснокнижным: 9 из 10 видов под ударом

Новости компаний, релизы

На одной волне: университет и госструктура усиливают IT-суверенитет
Крипта для людей: почему сложные сервисы теряют пользователей
«Точки роста» в действии: как школы Симферопольского района перестали быть скучными
Оперировать в VR: студенты придумали симулятор для хирургов
Не успеешь моргнуть — WhisperX уже расшифровал: тест скорости от Ainergy