Child Development: Отношения с матерью влияют на умение дружить и растить детей
Новое исследование в области детского развития, которое провели ученые из Университета Вирджинии, представляет собой первое долгосрочное лонгитюдное свидетельство передачи эмпатической заботы через три поколения: от матери к ребенку, и от того в свою очередь к его ребенку.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что взаимодействие с близкими друзьями в подростковом возрасте может служить «тренировочной площадкой», на которой подростки могут практиковать заботу в отношениях со сверстниками и передавать эмпатию, которую они испытывают от своих матерей, что может способствовать укреплению их будущих родительских навыков.
Для семей и поставщиков услуг поддержка одного поколения родителей, демонстрирующих эмпатию по отношению к своим детям, может иметь долгосрочные последствия для отношений в подростковом возрасте и во взрослой жизни.
Родители могут осознать важность близких дружеских отношений подростков для развития социальных навыков взрослых, в том числе родительских, и поощрять подростков проводить время со сверстниками, оказывающими поддержку, и самим становиться более благожелательными и заботливыми друзьями.
У Общества исследований детского развития (SRCD) была возможность обсудить эти выводы с ведущим автором исследования Джессикой Стерн с факультета психологии Университета Вирджинии (США).
SRCD: Что побудило вас изучать эмпатию и поддерживающие отношения между поколениями?
Доктор Стерн: Меня всегда интересовало, как модели поведения передаются из поколения в поколение. Мы много знаем о межпоколенческих циклах травм, невзгод и психических заболеваний. Но как насчет межпоколенческих циклов сопереживания, поддержки и устойчивости? У нас была уникальная возможность изучить этот вопрос в ходе захватывающего 25-летнего лонгитюдного исследования, охватывающего три поколения.
SRCD: Не могли бы вы дать краткий обзор исследования?
Доктор Стерн: Лонгитюдное исследование KLIFF VIDA, возглавляемое доктором Джо Алленом из Университета Вирджинии, началось в 1998 году. Наша команда отслеживала 184 подростка на протяжении более чем двух десятилетий, с 13 лет до середины 30-летнего возраста. Каждый год мы приглашали подростков в исследовательскую лабораторию вместе с их родителями и ближайшим другом и записывали видео их общения друг с другом. Когда подросткам было по 13 лет, мы наблюдали за тем, как они разговаривают с мамой о проблеме, в решении которой им нужна помощь или совет, и отслеживали, сколько сочувствия мама проявляет к подростку во время этого разговора. Мы обращали внимание на то, насколько эмоционально вовлечена была мама, правильно ли она понимала проблему подростка, а также на то, сколько помощи и эмоциональной поддержки она оказала подростку. Затем каждый год в течение семи лет мы наблюдали за тем, как подростки разговаривают со своим ближайшим другом о проблеме, в решении которой им нужна помощь. Мы искали те же типы эмпатического поведения в том, как подростки относились к своим друзьям, когда им было от 13 до 19 лет.
Когда спустя десять лет у некоторых из тех же подростков появились свои дети, мы разослали им опросы, в которых спрашивали об их родительском поведении и эмпатии их детей.
Мы обнаружили, что эмпатия матерей по отношению к подросткам в возрасте 13 лет предсказывала эмпатию подростков по отношению к их ближайшим друзьям в подростковом возрасте. Для подростков, у которых впоследствии появились дети, способность оказывать эмпатическую поддержку близким друзьям в позднем подростковом возрасте предсказывала более благожелательное родительское поведение во взрослом возрасте, а благожелательное родительское поведение впоследствии предсказывало более высокую эмпатию у следующего поколения маленьких детей.
SRCD: Почему эти выводы так важны сегодня?
Доктор Стерн: Может показаться очевидным, что эмпатичные родители воспитывают эмпатичных детей, но мы показываем, насколько важно, чтобы родители проявляли эмпатию к своим подросткам, когда те испытывают трудности, потому что подростки, похоже, усваивают этот опыт и «передают его» друзьям и своим собственным детям. Если мы хотим вырастить сопереживающих детей, мы должны дать им возможность на собственном опыте убедиться в том, что их понимают и поддерживают, а также возможность практиковать и совершенствовать эти навыки со своими сверстниками.
Взрослые часто недооценивают важность того, чтобы подростки могли проводить время со своими друзьями. Однако опыт близкой, поддерживающей дружбы в подростковом возрасте действительно очень важен для здорового развития. Наши результаты свидетельствуют о том, что дружеские отношения в подростковом возрасте могут быть недооцененным, но важным контекстом для развития важнейших социальных навыков, таких как эмпатия, правильное реагирование на сложные эмоции и даже последующее воспитание детей.
SRCD: Чем это исследование отличается от того, что изучалось до сих пор?
Доктор Стерн: Во многих предыдущих исследованиях эмпатии людей просят самостоятельно сообщить, насколько они эмпатичны, что не всегда точно. В нашем исследовании мы могли наблюдать за тем, как матери общаются со своими подростками и оказывают им поддержку, когда у них возникают проблемы, а также за тем, как подростки общаются со своими лучшими друзьями, каждый год в течение семи лет. На основе этих реальных взаимодействий мы смогли зафиксировать конкретные эмпатические модели поведения, например то, как сильно подросток поддерживает своих друзей. И мы могли бы проследить, как это поведение развивается с течением времени — от раннего подросткового возраста к зрелому.
Предыдущие исследования изучали сходство в эмпатии между двумя поколениями, родителями и детьми, обычно только в один момент времени. Мы расширили эту область, рассмотрев три поколения: родителей, подростков и их собственных детей — на протяжении более чем двух десятилетий.
SRCD: Было ли что-то , что вас удивило?
Доктор Стерн: Самым удивительным открытием стало то, что подростки, которые проявляли больше сочувствия к своим лучшим друзьям в подростковом возрасте, с большей вероятностью будут придерживаться поддерживающих родительских практик, когда у них появятся собственные дети, более десяти лет спустя. Мы часто думаем, что наши родители формируют то, как мы воспитываем детей, но оказывается, что наши подростковые дружеские отношения тоже влияют на это. Мы думаем, что дело в том, что в подростковом возрасте близкие дружеские отношения являются важной «тренировочной площадкой» для развития социальных навыков и обучения более зрелым способам заботы о других. Поэтому, когда ваш друг испытывает трудности, вы можете потренироваться проявлять внимание, пытаться понять его точку зрения, сопереживать его беде и предлагать помощь. Укрепляя „мышцы“ сопереживания со своими лучшими друзьями, подростки развивают важнейшие навыки, которые, похоже, перейдут в эффективную заботу, когда они станут родителями.
SRCD: Что дальше в этой области исследований?
Доктор Стерн: Мы продолжаем следить за этими участниками, чтобы понять, как их подростковый опыт общения с родителями и сверстниками может сыграть роль в развитии следующего поколения.
В нашем исследовании мы сосредоточились на эмпатии, которую подростки испытывали со стороны своих матерей, но в будущем мы хотим обратить внимание и на отцов.
Мы также хотим понять, какие факторы могут прервать межпоколенческие циклы низкой эмпатии и сурового воспитания. Важно выяснить, может ли положительный опыт общения с высокоэмпатичными сверстниками компенсировать недостаток эмпатии в родной семье подростка. Вы не можете выбрать свою семью, но вы можете выбрать своих друзей — так что если дать подросткам возможность выбирать дружеские отношения с большим количеством взаимопонимания и поддержки, это может иметь долгосрочные последствия для следующего поколения. 22.05.2024 |