Диспаритет женских и мужских карьер в STEM связан с женской мнительностью
Действительно ли мальчики хорошо соображают в математике, а девочки — не очень? В исследовании Цюрихского университета ученые проанализировали социальные механизмы, которые способствуют гендерному разрыву в уверенности в себе в области математики.
Если для мальчиков решающую роль играет сравнение со сверстниками, то для девочек субъективные оценки чаще основываются на объективных показателях.
Исследования показали, что в западных обществах средняя девочка средней школы менее уверена в своих математических способностях, чем средний мальчик того же возраста. В то же время не было обнаружено существенной разницы между успеваемостью девочек и мальчиков по математике. Это явление часто объясняют тем, что девочки недостаточно уверены в своих способностях, или тем, что мальчики на самом деле могут быть излишне самоуверенны.
Этот разрыв в уверенности в своих силах по математике имеет далеко идущие последствия: самооценка компетентности влияет на выбор образования и профессии, и молодые люди выбирают те предметы и профессии в университете, в которых, по их мнению, они талантливы. В результате женщины недостаточно представлены в области STEM (наука, технологии, инженерия, математика) на университетском уровне и в высокооплачиваемых карьерах STEM.
Процессы взаимодействия со сверстниками позволяют понять нюансы различных самовосприятий
Исследование Цюрихского университета (UZH) посвящено ранее игнорируемому аспекту нехватки уверенности в себе в области математики: роли взаимоотношений со сверстниками.
Особенно в подростковом возрасте сверстники являются основным социальным ориентиром для развития личности. Процессы, происходящие со сверстниками, которые действуют через дружеские сообщества, определяют широкий спектр индивидуальных результатов, — говорит ведущий автор исследования Изабель Раабе с факультета социологии.
В ходе исследования были проанализированы данные 8 812 человек из 358 классных комнат в рамках продольного анализа социальных сетей.
Как и ожидалось, главным предиктором уверенности в себе в математике стали индивидуальные оценки по математике. В то время как девочки более или менее прямолинейно переводили свои оценки в самооценку, мальчики с оценками ниже среднего, тем не менее, считали, что они хорошо разбираются в математике.
Мальчики, как правило, слишком самоуверенны и чувствительны к социальным процессам
В целом мальчики, похоже, более чувствительны к социальным процессам в самовосприятии — они чаще сравнивают себя с другими, чтобы получить подтверждение, а затем соответствующим образом корректируют свою уверенность, — объясняет Раабе.
Когда они сталкивались с самооценкой девочек в межгендерных дружеских отношениях, их уверенность в себе в математике, как правило, снижалась.
Самооценка сверстников была менее значимой для уверенности девочек в математике. Их субъективная оценка, по-видимому, в большей степени определялась объективными показателями.
Гендерные стереотипы, как оказалось, не имеют негативных социальных последствий ни для мальчиков, ни для девочек.
Мы обнаружили, что уверенность в математике часто связана с лучшей социальной интеграцией как в однополых, так и в разнополых дружеских отношениях, — говорит Раабе.
Таким образом, не было найдено никаких доказательств того, что вредные нормы сверстников давят на девочек, заставляя их занижать свои математические способности.
Результаты исследования позволяют предположить, что математические навыки более важны для мальчиков, которые корректируют свою самооценку в процессе общения со сверстниками, в то время как уверенность в математике, по-видимому, не является социально значимой для девочек.