Frontiers in Psychology: Внушение людям чувства вины за проступки — неэффективно
Призыв к чувству вины — распространенный инструмент, используемый рекламодателями, сборщиками средств и властными родителями — может привести к обратному результату, если он прямо возлагает на человека ответственность за страдания другого, показал метаанализ исследований.

Хотя чувство вины широко используется для того, чтобы убедить людей действовать, исследования неоднозначно оценивают его эффективность в плане стимулирования изменения поведения. Анализ, опубликованный в журнале Frontiers in Psychology, показал, что в целом чувство вины обладает лишь небольшим убеждающим эффектом, что соответствует результатам предыдущих исследований.
Однако исследователи обнаружили, что чувство вины работает лучше, когда оно носит более «экзистенциальный» характер, то есть апеллирует к общему желанию человека улучшить общество, а не возлагает на него прямую ответственность за конкретную проблему, что может быть расценено как чрезмерное манипулирование.
Чувство вины может быть эффективным, но оно не приведет к ка
кому-то волшебному результату, — говорит ведущий автор исследования Вэй Пенг (Wei Peng), доцент Колледжа коммуникаций Мерроу при Университете штата Вашингтон.Удивительный вывод этого метаанализа состоит в том, что внушение людям чувства ответственности за проступки и нарушения на самом деле неэффективно. Возможно, практикам стоит обратить внимание на множество различных факторов, которые делают призывы к чувству вины более убедительными.
Для этого исследования ученые проанализировали данные 26 исследований, в которых приняли участие более 7500 человек. Помимо эффекта ответственности, они обнаружили, что чувство вины, по-видимому, работает лучше, когда ясно, что проблему можно изменить, и предлагаются возможные действия.
Пенг и его коллеги также обнаружили, что чувство вины более убедительно при определенной тематике: в частности, в вопросах экологии и образования. В коммуникациях, связанных со здоровьем, оно оказалось менее эффективным. Авторы отметили, что тема здоровья может быть осложнена тем, что желаемое поведение может влиять как на самого человека, так и приносить пользу другим, например, вакцинация от COVID-19.
Проведенный анализ также показал, что чувство вины может быть эффективным мотиватором к действию, когда речь идет об отдаленных и более широких проблемах, например, о людях, страдающих после стихийных бедствий или от социальной несправедливости.
По словам Пенга, считается, что чувство вины, как и гордость и стыд, является уникальной для человека эмоцией, связанной с высокоуровневыми целями, выходящими за рамки удовлетворения основных потребностей человека, например, с ролью человека в создании лучшей группы, страны или всего человеческого общества. Это может объяснить, почему вызывание чувства вины по отношению к более отдаленным проблемам работает лучше, чем по отношению к очень личным.
Когда люди хотят использовать чувство вины в своих призывах, возможно, лучше использовать его в неявном виде, чтобы заставить других людей почувствовать, что они должны взять на себя эту ответственность, а не говорить прямо, что они несут ответственность за то, что другие люди страдают, — заключает Пенг.