Ученые проанализировали опыт усыновленных, когда они становятся родителями
Воспитание детей — всегда сложная задача, но для приемных детей стать мамой или папой может быть не только очень сложной, но и особенной — таковы результаты исследования, проведенного Университетом Восточной Англии.
Новое исследование — первое, в котором изучается жизненный опыт усыновленных людей в Великобритании, ставших родителями.
Оно показало, что на них оказывают влияние проблемы, связанные с их усыновлением и тяжелым опытом в их прошлом — утратой, отвержением, жестоким обращением и пренебрежением.
Вследствие такого тяжелого раннего опыта многие усыновители испытывают значительные трудности, особенно в подростковом и молодом возрасте.
Среди них — проблемы с психическим здоровьем, эмоциональные и поведенческие трудности, проблемы с образованием и трудоустройством, проблемы в отношениях и злоупотребление психоактивными веществами.
Но в то время как многие люди, воспитывая детей, пытались справиться с этими проблемами, обретение материнства или отцовства часто становилось ключевым поворотным моментом и стимулом для того, чтобы перевернуть свою жизнь.
Ведущий исследователь профессор Бет Нил из Школы социальной работы UEA сказала:
Усыновление — это событие, меняющее всю жизнь, и очень важно понять, как оно влияет на людей на протяжении всей их жизни, а не только в детстве.
Становление родителями — важнейший жизненный опыт, однако исследования, посвященные тому, как усыновленные становятся родителями, весьма ограничены, и в них, как правило, не учитываются люди, усыновленные через систему защиты детей, а также опыт усыновленных мужчин в качестве отцов.
Мы хотели лучше понять, с какими проблемами сталкиваются усыновленные люди, когда они сами становятся родителями.
Команда работала с 20 усыновленными мужчинами и 20 усыновленными женщинами, которые рассказали о своем опыте.
Большинству участников было 20-30 лет, все они были усыновлены в возрасте до 12 лет, причем две трети из них были усыновлены через систему защиты детей.
Почти четверть родителей, участвовавших в исследовании, не живут со своими детьми, в том числе и те, кто сам потерял своих детей в результате опеки или усыновления.
Профессор Нил поясняет:
Мы попросили их разбить свою жизнь на ключевые главы и рассказать о наиболее значимых для них моментах, низких и переломных моментах. Мы хотели понять историю жизни усыновленных людей, рассказанную их собственными словами.
Мы обнаружили, что, когда приемные дети становятся родителями, возникает множество проблем, связанных с их усыновлением и тяжелым опытом в прошлом, таким как потеря, отвержение, жестокое обращение и пренебрежение.
Для некоторых рождение первого ребенка означало встречу с первым человеком в их жизни, с которым у них была биологическая связь. Другие боялись, что не смогут сблизиться с ребенком или что ребенок отвергнет их.
Поскольку многие участники имели в анамнезе жестокое обращение и пренебрежение, мысли об их биологических родителях часто вызывали опасения, что они будут плохо воспитывать своего ребенка.
Обратной стороной этого была решимость попытаться разорвать порочный круг, и мы увидели, что для многих из них вступление в родительские права стало положительным поворотным моментом.
Поскольку родители часто имели сложное прошлое, многие из них сообщали о проблемах в подростковом и молодом возрасте, связанных с психическим здоровьем, образованием и трудоустройством, злоупотреблением психоактивными веществами, отношениями с родителями и партнерами.
Часто эти проблемы сохранялись и тогда, когда они становились мамой или папой, что ставило под угрозу их родительскую деятельность и играло на их самом большом страхе — что они могут повторить негативные циклы пренебрежения или жестокого обращения со своими собственными детьми.
К сожалению, многие усыновители боялись, что обращение за помощью и выражение беспокойства приведут к тому, что их родительские обязанности будут подвергнуты тщательному анализу.
Большинство людей хорошо справлялись со своей ролью мамы и папы, но меньшинство все еще боролось с трудными проблемами, а небольшое число родителей испытали свой самый страшный страх — изъятие собственных детей. Для родителей, признанных неспособными заботиться о собственных детях, невозможность «разорвать круг» была губительной.
По мнению специалистов, поддержка усыновленных взрослых с проблемами психического здоровья является особенно актуальной, поскольку проблемы психического здоровья родителей являются сильным опосредующим фактором в связи между неблагоприятными условиями детства и нарушением родительских обязанностей.
Если усыновители продолжают бороться с этими проблемами, когда становятся родителями, то поддержка необходима на этом этапе жизни.
Но в идеале система усыновления должна признать необходимость оказания поддержки приемным семьям гораздо раньше, чтобы предотвратить трудности, которые часто становятся особенно сложными в подростковом возрасте.
Исследование показало, что вопросы идентичности, поднимаемые как мужчинами, так и женщинами, очень похожи. Это важно, поскольку почти все предыдущие исследования были посвящены только матерям. Однако отцы также глубоко переживают влияние усыновления на их жизнь, и вопросы, связанные с усыновлением, встают перед ними, когда они становятся отцами.
Это исследование подчеркивает необходимость более активной поддержки усыновленных людей как в детстве, так и когда они сами становятся родителями, — заключает профессор Нил.
Результаты опубликованы в издании Children and Youth Services Review.