Долой мифы — вперед к светлому диетическому будущему
Пока в Интернете и социальных сетях пропагандируется множество видов диет, ведущий диетолог утверждает, что гибкость более надежна, чем жесткий план питания.
Джойс Паттерсон, MPH, RDN, BC-ADM, CPT — зарегистрированный диетолог, специалист по лечению и обучению диабета в Медицинском центре Мичигана в Энн-Арборе, США, и она говорит, что наука указывает на сбалансированный подход.
Мы живем в мире, полном призывов к ограничению, исключению и быстрому питанию, и часто встречаются заблуждения, связанные с диетическими тенденциями, например, потребность в макронутриентах или добавках, — объясняет она.
Например, война жиров против углеводов, или яйца приходят и уходят из моды каждые пару лет, а СМИ и производители продуктов питания используют эту информацию, чтобы сформировать у людей представление о питании и увеличить продажи.
Огромное количество продуктов и программ, утверждающих, что они «перезапускают метаболизм» или „очищают“ организм, говорит о том, что многие люди действительно интересуются наукой. Но лишь немногие из них получают всестороннее и достоверное образование в области питания и не могут отличить маркетинговые уловки от достоверной науки. Они делают выбор продуктов питания и принимают решения о покупке, основываясь на минимальной или вводящей в заблуждение информации.
Некоторые диетические тенденции
В своей новой книге «Думай как диетолог» Паттерсон рассматривает различные диетические тенденции, разбирая мифы о каждой из них и причины, препятствующие успеху.
Для многих диетическая культура формировала их отношения с едой на протяжении всей жизни. Начиная с влияния родителей в детстве и заканчивая вирусным влиянием социальных сетей сегодня, эти убеждения могут глубоко укорениться.
Паттерсон подчеркивает, что многие популярные диеты основаны на минимальных научных доказательствах, однако кетогенная диета и прерывистое голодание хорошо изучены и обсуждаются исследователями в области питания и клиницистами.
Исследования, приведенные в книге, показали, что кетогенная диета дает краткосрочные преимущества при быстрой потере веса и метаболических нарушениях, включая диабет, но Паттерсон говорит, что нет достаточного количества долгосрочных исследований, чтобы определить долгосрочную безопасность этого режима.
Аналогичным образом, различные формы прерывистого голодания также показали свой потенциал в качестве методов лечения ожирения и кардиометаболических расстройств, но в случае голодания по дням или длительного голодания необходимы дополнительные исследования для оценки их долгосрочной безопасности.
Когда определенные диеты демонстрируют многообещающие результаты исследований, многие клиницисты из лучших побуждений, не связанные с диетологией, быстро рекомендуют эти подходы, — объясняет Паттерсон.
Самые популярные диеты — от низкожировой до низкоуглеводной и голодания — по иронии судьбы являются самыми ограничительными. Неудивительно, что они, как правило, оказываются самыми неустойчивыми.
При кетогенной диете первоначальная потеря воды только за первую неделю может показать изменения на весах. Однако исследования также неоднократно демонстрируют снижение веса при различных других схемах питания — независимо от состава макронутриентов — без доказательства превосходства одной из них над другими. Что касается поддержания веса, Паттерсон объясняет, что «исследования продолжают показывать незначительную разницу при сравнении различных моделей питания для долгосрочного снижения веса».
Проблемы с трендовыми диетами
Часто люди применяют определенные особенности диеты, а не реальную схему питания, которая была исследована. Без надлежащего руководства люди могут начать практиковать нездоровое поведение, которое подвергает их здоровье риску.
Паттерсон отмечает, что диетическая культура также может толкать людей на путь чрезмерного ограничения в питании.
Не все люди ставят питание на первое место в списке приоритетов, — объясняет она.
На самом деле некоторые настолько осознают свой выбор, что контролируют себя прямо до голода. Они знают толк в продуктовом магазине и не оставляют без внимания ни одной упаковки, сканируя и сравнивая этикетки с информацией о питании.
«В то время как осознанность является ключевым принципом здорового питания, калории и определенные группы продуктов были очернены диетической культурой. Независимо от того, считают ли люди калории, углеводы, жиры, натрий или другие питательные вещества, часто используется трактовка „меньше — значит больше“. Вместо того чтобы сосредоточиться на выборе здоровой пищи и общем балансе, некоторые люди зацикливаются на мелочах, связанных с питательными веществами. Они считают, что еды нужно избегать, в отличие от топлива, которое обеспечивает энергию, силу и защиту».
Следование диетическим тенденциям также может создать отношение, которое Паттерсон называет «все или ничего». Она объясняет: „Многие люди довольно проницательны, когда речь заходит о диетических тенденциях. Они следят за последними тенденциями и готовы пробовать новое. Они знакомы с такими терминами, как „макросы“, „щелочность“ или „кетоны“. Приложив усилия, они способны похудеть довольно быстро. Они знают, как похудеть к свадьбе, круизу или пляжному отдыху. Когда они готовы, они сразу же погружаются в процесс и видят результаты“.
Однако Паттерсон объясняет, что, когда случается что-то непредвиденное, например, светское мероприятие, семейные проблемы, проблемы со здоровьем или стресс, часто такие «все или ничего» диетчики наталкиваются на неизбежное плато, разочаровываются и сдаются.
«Жизнь случается. И она будет происходить снова и снова. Это, пожалуй, самые серьезные проблемы, с которыми сталкиваются люди, потому что они повторяются и неизбежны. Они могут сопровождаться эмоциональным грузом, таким как стресс или беспокойство. Или же за этим эпизодом может последовать чувство вины или неудачи, особенно у тех, чья самооценка изначально была низкой. Если это происходит неоднократно, может показаться, что цена усилий перевешивает пользу, что приведет к полному отказу от действий. Слишком часто этот цикл регрессии повторяется», — объясняет она.
Что делать
По моему опыту, многие диетические тенденции эффективны не потому, что они новы, а потому, что они похожи, — говорит Паттерсон.
Исследования и опыт Паттерсон говорят о том, что большинство диет работают, потому что независимо от того, ведется ли в них учет калорий, углеводов, жиров, белков или очков, обычно соблюдаются некоторые из этих основ: ограничиваются добавленные сахара и сверхпереработанные продукты; увеличивается количество растительной пищи; контролируются порции.
С каждым новым исследованием появляется новый заголовок, вызывающий недоумение как у пациентов, так и у медицинских работников, — объясняет она.
Поэтому сбалансированность и разнообразие могут стать безопасным способом маневрирования в этих противоречивых и постоянно меняющихся темах.
Паттерсон предлагает следовать правилу «80/20», признавая, что диетическое совершенство — непрактичный подход.
«В частности, это правило предполагает, что люди следуют диетическим рекомендациям 80% времени и не беспокоятся об остальных 20%, учитывая удобство, удовольствие и социальное взаимодействие.
«Один из самых важных опытов, которым может поделиться диетолог, заключается в том, что совершенство не только недостижимо, но и не нужно. Даже столетние люди часто признаются в том, что они всю жизнь делают себе поблажки.
Здоровое питание не обязательно должно быть «все или ничего». Случайные лакомства не вредны. Однако неправильный выбор в избытке может увеличить риск развития заболеваний, связанных с питанием, — заключает она.
11.03.2024 |